Что такое комплексный проект модернизации образования:
Весной
2006 года Президента РФ В.В.Путин направил
поручение ведомствам о разработке механизмов финансовой поддержки регионов,
осуществляющих комплексные проекты модернизации систем образования.
Сейчас в Правительстве готовится постановление о конкурс среди регионов,
реализующих комплексные проекты модернизации системы образования.
В течение лета Институт образовательной политики «Эврика» проводил экспертные
семинары и вел проектную работу для оформления представления о комплексном
проекте и его ключевых направлениях. Многое из этих наработок легло в основу
материалов, представленных Минобрнауки
Правительству.
Сегодня мы знакомим наших читателей с проектом Методики экспертизы
региональных комплексных проектов, а также с проектами методик двух основных
направлений – нормативного финансирования и новой системы оплаты труда.
Но прежде – давайте представим себе, как выглядит
пилотный проект в целом, в чем его суть и структура.
§
цели и задачи проекта поддержки
региональных комплексных проектов модернизации образования: оказать
финансовую поддержку тем регионам, которые осуществляют институциональные
изменения в системе образования.
§
механизм финансовой поддержки: конкурс
региональных комплексных проектов, в которых оформлены обязательства регионов
по проведению институциональных изменений, прежде всего – по введению
нормативного финансирования и новой системы оплаты труда. А также – по
развитию сети образовательных учреждений, построению системы оценки качества,
развитию общественного управления образованием.
§
задачи регионов: проанализировать
институциональные условия улучшения качества образования и повышение доходов
учителей, эффективность той формы нормативного финансирования, которая
действует в регионе. И в итоге, оформить разрыв между оптимальными институциональными
условиями и действующими.
§
схема финансовой поддержки: средства
федерального бюджета, как известно, могут расходоваться на строго
определенные направления – ремонт, оборудования и т.д. На заработную плату
эти деньги тратить нельзя. Поэтому задача повышения заработной платы
работниками образования должна решаться регионами не за счет федеральных
денег, а за счет институциональных изменений и оптимизации сети. В то же
время, если федеральные средства позволят высвободить какие-то средства для
ремонта и оборудования, это может увеличить ресурс оплаты труда
§ ключевые
направления: нормативное подушевое финансирование
(НПФ), новая система оплаты труда (НСОТ). НПФ – механизм определения
минимального базиса финансирования и расчета смет финансирования каждого
образовательного учреждения с использованием поправочных, компенсирующих и
адаптационных коэффициентов. НСОТ – оплата труда в зависимости от
результативности и качества, определение фонда оплаты труда как доли от
норматива и определение штатного расписания образовательным учреждением
самостоятельно, в зависимости от образовательной программы. Ключевой момент
МСОТ – распределение стимулирующей части ФОТ институтами общественного
управления и включение в базовую часть фонда оплаты труда
всех видов деятельности учителя